Новый банк развития – расширение членства и результаты операционной деятельности с момента основания
В текущем году Новый банк развития (НБР, Банк) отмечает десятилетие с момента начала своей деятельности в июле 2015 года. Создание такого Банка, который изначально рассматривался как возможная альтернатива существующим финансовым институтам развития с доминированием влияния и повестки западных стран, на саммите лидеров пяти стран БРИКС 2014 года стало результатом успешного сотрудничества стран – основателей объединения (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика) в рамках финансового трека. НБР фактически является первым крупным (с начальным подписанным капиталом в размере 50 млрд долл.) глобальным многосторонним банком развития, основанным исключительно развивающимися странами.
При этом основной мандат НБР (стр. 3 Соглашения о Новом банке развития) был определен как: «…мобилизация ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, а также в других государствах с формирующимся рынком и развивающихся странах, для дополнения уже существующих многосторонних и региональных финансовых институтов с целью достижения глобального роста и развития» (пер. с англ. — И.П.). НБР по аналогии с другими многосторонними банками развития может предоставлять все виды финансирования: долговое (кредиты, кредитные линии, покупка пакетов облигаций, торговое финансирование и т.д.), долевое (вложения в капитал компаний-клиентов), гарантии, инструменты снижения рисков и повышения кредитоспособности заемщика (credit enhancement), а также техническое содействие для реализации профинансированных НБР проектов на местах (развитие т.н. институционального потенциала клиентов – capacity building).
Основными направлениями финансирования в классификации НБР являются операции: (1) в секторе чистой энергетики и для повышения энергоэффективности, (2) по развитию транспортной инфраструктуры, (3) по созданию и модернизации систем водоснабжения и водоотведения, по развитию (4) социальной и (5) цифровой инфраструктуры, (6) в сфере защиты окружающей среды. По состоянию на конец июля 2025 года Советом директоров с момента основания НБР были утверждены для реализации 112 проектов с объемом финансирования, эквивалентным 37,0 млрд долл. США. География операций Банка постепенно расширяется с принятием в состав акционеров новых государств – в 2021 г. членами НБР стали Бангладеш и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), в 2023 г. – Египет, а в 2025 г. – Алжир. Кроме того, Уругвай находится в процессе оплаты своей доли в капитале.
К особенностям деятельности НБР в прошедшее десятилетие можно отнести следующее. Во-первых, после поступательного расширения объема подписанных Банком проектов для финансирования в период 2016–2020 гг. с 1,5 млрд долл. до 8,6 млрд долл. в год, в связи с пандемией COVID-19 и ужесточением в 2022 г. санкций со стороны западных государств против Российской Федерации ежегодные объемы операций НБР снизились до 1,7 млрд долл. по итогам 2023 г. и 3,2 млрд долл. в 2024 г. Банк был вынужден приостановить финансирование текущих и подготовку новых проектов в России – одной из пяти стран – основателей Банка, которая внесла 2 млрд долл. в уставный капитал организации и подписалась на 8 млрд долл. капитала по требованию. В связи с этим актуальным для НБР как активного участника международных рынков ценных бумаг, в т.ч. размещающего свои облигационные займы, номинированные как в резервных, так и в местных валютах для осуществления инвестиций в соответствии с мандатом, является вопрос о нахождении в своей деятельности необходимого баланса между интересами своих акционеров и влиянием международных финансовых институтов. Это тем более важно для достижения заложенного в текущей Стратегии деятельности Банка на 2022–2026 гг. ориентира по объему операций на уровне 30 млрд долл., т.е. около 6 млрд долл. в год.
Во-вторых, список государств – участников Банка (и его стран операций) не вполне совпадает со списком членов объединения БРИКС. В настоящее время в состав объединения входят 10 государств: к пяти странам-основателям в 2024 году присоединились Египет, Иран, ОАЭ и Эфиопия, а в 2025 году – Индонезия. Кроме того, Саудовская Аравия пока не подтвердила свое членство в БРИКС. Соответственно, Иран, Эфиопия и Индонезия, являясь членами объединения, пока не присоединились к НБР, а Алжир и Бангладеш как акционеры НБР не входят в БРИКС. С одной стороны, такая конструкция позволяет расширить формат взаимодействия объединения со странами-партнерами государств – членов БРИКС. С другой стороны, отсутствие ряда членов объединения в составе акционеров Банка может ограничивать возможности по реализации совместных инвестиционных проектов и углублению сотрудничества в финансовом секторе. В целом увеличение числа акционеров позволит НБР расширить географию своей операционной деятельности, диверсифицировать портфель проектов Банка и, соответственно, кредитные риски и увеличит его вес среди существующих в мире финансовых институтов. При этом необходимо, чтобы новые участники НБР имели независимую позицию в отношении санкционного давления извне.
В-третьих, Банк фокусировался на реализации в основном суверенных проектов, в рамках которых заемщиками выступали центральные органы исполнительной власти стран операций. Так, 85 проектов (76% от общего количества операций) на сумму, эквивалентную 32,2 млрд долл. (87% от общего объема финансирования НБР), являлись именно суверенными операциями. При этом среди остальных 27 проектов объемом 4,9 млрд долл. 7 проектов на сумму 1,2 млрд долл. были реализованы или осуществляются с международными и национальными финансовыми институтами развития. Также следует отметить значительную концентрацию несуверенных проектов в двух странах операций – в Бразилии (8 проектов объемом 1,6 млрд долл.) и Российской Федерации (7 проектов на сумму 1,7 млрд долл.). Таким образом, у НБР остается значительный потенциал для развития операционной деятельности в негосударственном секторе экономики.
В-четвертых, Банк ориентировался, прежде всего, на финансирование проектов в области транспортной инфраструктуры, где было подписано 45 операций на сумму 16 млрд долл. (43% от общего объема предоставленных НБР ресурсов за десятилетие) и в секторе чистой энергетики и для повышения энергоэффективности (17 проектов на сумму 3,9 млрд долл. или 11%). Еще 8,2 млрд долл. (22%) были выделены в течение 2020–2021 гг. странам – основателям Банка в рамках помощи в связи с пандемией COVID-19. В то же время в секторах социальной и цифровой инфраструктуры было реализовано 5 проектов на сумму 1,3 млрд долл., а в области защиты окружающей среды – 6 операций объемом 1,4 млрд долл. Соответственно, в среднесрочной перспективе умеренная диверсификация портфеля проектов по основным секторам своей деятельности позволила бы Банку более полно и комплексно реализовывать свой мандат.
В-пятых, две третьих объема финансирования предоставлялось НБР своим клиентам в долл. США – 76 проектов на общую сумму 24,5 млрд долл., в то время как в местных валютах было выделено 26% средств. При этом основная часть операций в национальных валютах стран БРИКС осуществлялась в Китае (кредитование в юанях) – 21 проект на сумму, эквивалентную 7,3 млрд долл., и еще финансирование в 6 операциях на эквивалент 2,5 млрд долл. США было предоставлено в южноафриканских рэндах. В то же время выделение кредитов в валютах других стран – членов НБР пока не проводилось. С учетом ориентиров в текущей Стратегии Банка на период 2022–2026 гг. по финансированию проектов в местных валютах на уровне не менее 30% от общего объема операций Банка представляется важным расширить положительное влияние НБР на рынки капитала по возможности во всех странах операций и углубить сотрудничество с национальными центральными банками для увеличения кредитования в валютах стран БРИКС.
Таким образом, накопленный в первое десятилетие опыт продуктивной работы должен обеспечить Новый банк развития эффективным инструментарием для обеспечения поступательного расширения своей операционной деятельности и динамичного развития в интересах акционеров Банка и объединения БРИКС в целом.
Материал подготовлен специально для Экспертного совета БРИКС - Россия
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Экспертного совета БРИКС - Россия.